Штепан Врзала: «Работа фотографа немыслима без поиска»

Штепан Врзала – свадебный фотограф, который известен не только в Чехии, но и далеко за ее пределами. Его работы часто появляются в самых авторитетных свадебных блогах с миллионным количеством подписчиков, и большая часть его года проходит в перелетах, ведь он снимает свадьбы по всему миру. При этом сам Штепан не считает свои очевидные успехи хоть сколько-нибудь выдающимися. Перед очередной съемкой в пражском отеле The Mark он нашел несколько минут для того, чтобы ответить на наши вопроси. Мы со Штепаном и его неизменной фотокамерой сидит под раскидистым деревом в приотельном садике.


Говорят, что фотограф навсегда сохраняет теплые воспоминания о своей самой первой камере. Расскажи, пожалуйста, когда в твоих руках впервые оказался фотоаппарат?
Кажется, я учился в средней школе, значит мне было лет 14-15. Отец подарил мне свою старую Минолту. Я начал фотографировать, мне понравилось. Так фотография стала моим хобби, а затем и серьезным увлечением.


Как из увлечения фотография превратилась в твою профессию?
Совершенно случайно. Мои друзья всегда хвалили мои фотографии, а когда один мой друг решил жениться, он предложил мне стать свадебным фотографом на его свадьбе. Результат моей работы всем неожиданно понравился, и меня вдруг стали приглашать снимать свадьбы другие, совершенно незнакомые мне люди. Кажется, я даже не давал никакой рекламы, все сложилось само собой.


Так ты стал профессиональным свадебным фотографом…
Да, я начал покупать все более и более дорогие камеры, нужно было на них зарабатывать. Так я окончательно осознал, что пора становиться профессиональным фотографом.


А если бы ты не стал свадебным фотографом, то кем бы ты стал?
Я стал бы фотографом, который фотографирует архитектуру.


 

А если бы пришлось выбирать что-то несвязанное с фотографией?
Тогда инструктором йоги. Я уже давно увлекаюсь виньяса-йогой и думаю, что мне бы нравилось ее преподавать. Я стараюсь серьезно практиковаться, особенно во время моих поездок в Азию. Пожалуй, я не знаю лучшего способа, чем йога и медитация, для того, чтобы прочистить голову и напитаться новой энергией, в том числе и творческой.


У твоих фотографий очень характерный стиль.
Поэтому я их и не подписываю. (Смеется)


Расскажи, как ты нашел свой стиль. Был ли это путь проб и ошибок? Или, может быть, ты кропотливо рассматривал чужие снимки, вдохновлялся, экспериментировал и пробовал какие-то элементы повторять уже в своих работах?
Пожалуй, мой стиль сложился сам собой. В начале я пытался использовать различные приемы. В том числе те, которые подсмотрел у кого-то еще. Но во многом все получилось стихийно. И в некоторой степени даже случайно. Например, какое-то время я фотографировал со вспышкой. Но вспышка неожиданно сломалась, и я стал снимать без нее. И результат мне понравился даже больше. Само собой, я экспериментировал, работа фотографа немыслима без поиска. Но уже постфактум я натыкался на информацию, что, например, в Америке фотографы снимают, используя подобную технику. И это подтверждало, что я все делаю правильно. Я сам не был уверен в успехе, хотя люди и хвалили мои работы.


  

Прага стала в последние годы невероятно популярна среди иностранных пар, которые хотят провести здесь свою свадьбу. И ты один из самых востребованных фотографов и много работаешь с иностранцами. Расскажи об этом опыте.
Мне очень нравится работать с иностранными парами. Конечно, они другие. Реагируют по-другому, ведут себя по-другому. И мне это очень нравится! Я заметил, что иностранцы более открытые, эмоциональные, чем, например, чехи. Чехи не любят фотографироваться, поэтому с ними особенно сложно работать и сделать действительно удачные фотографии.


А как тебе понравилось работать с русскими парами?
Тоже очень позитивные впечатления. Мне нравится их эмоциональность. Нравится то, что они любят цвета и часто их используют, как в своих свадебных образах, так и в декоре свадьбы. Я заметил, что русские очень серьезно готовятся к свадьбе. И это проявляется во всем. Как они выглядят, как одеты, как воспринимают все происходящее. И это здорово.



Учитывая, что свадьба – это довольно большой стресс, да и фотографируешь ты не моделей, есть ли сложность в том, чтобы заставить человека раскрепоститься перед камерой, вести себя естественно?
Я никогда не готовлюсь к съемке каким-то особым образом. Скорее, все складывается естественно, и мне удается расположить людей к себе уже во время нашего общения. В итоге они чувствуют себя расслабленно и перестают в какой-то момент обращать внимание на камеру. Все мы смеемся и получаем искреннее удовольствие от происходящего.

А какие-то психологические приемы, чтобы помочь людям почувствовать себя с тобой и твоей камерой уютно?
Мне нравится фотографировать людей в движении. Поэтому я могу попросить пару, чтобы они, например, потанцевали, или несколько раз подпрыгнули. Такой вроде бы незначительный и простой прием, но по опыту могу сказать, что это действительно помогает снять напряжение во время съемки. Вообще если давать какие-то небольшие задания людям, то выполняя их, они забывают, что фотографируются.


Какая из снятых тобой свадеб особенно сильно тебе запомнилась и чем?
Трудно выделить какую-то одну. Пожалуй, каждая свадьба в чем-то особенная и памятная для меня. Например, такую «вау»-свадьбу я снимал не так давно на Сейшелах. И хотя это была маленькая свадьба для двоих, выходила замуж моя хорошая подруга, свадебная организаторка, с которой когда-то я начинал делать свои первые шаги в роли свадебного фотографа. И поэтому для меня эта свадьба была особенной, волнительной и очень проникновенной.


Я знаю, что ты вообще сейчас много путешествуешь и снимаешь свадьбы по всему миру. Куда ездишь с особым удовольствием?
Да, я много путешествую последние годы, и везде есть что-то такое, что кажется необычным и ради чего хочется возвращаться снова и снова. Свое настроение, свой колорит. Я много снимаю свадеб в Европе. Совсем недавно был, например, на свадьбе в Париже, и это было очень здорово, просто фейерверк эмоций. Люблю фотографировать в Италии, стараюсь хотя бы пару раз в год ездить туда на съемки. Очень люблю Азию, несколько раз был на Бали. Хотелось бы поехать в Латинскую Америку. Я был в Мексике, но Южной Америке пока ни разу.


Когда едешь фотографировать заграницу, сколько чемоданов оборудования везешь с собой?
Нисколько. Беру один единственный рюкзак, он у меня уже старый и потрепанный, пережил немало дорожных перипетий (смеется). Я снимаю очень просто. Для профессиональной фотосъемки мне нужна только камера. А если иду гулять в город или еду на природу, то камеру оставляю в номере. На айфоне у меня тоже получаются достаточно хорошие фотки.

 


Все фотографии предоставлены свадебным фотографом, владельцем авторских прав на все демонстрируемые снимки.

Поделиться:

Назад к списку